BlaBlaCar: взял попутчика или незаконно занимался бизнесом?

Чем закончилась история водителя, который через сервис посадил пассажира и был обвинен в незаконном предпринимательстве? И кто здесь больше прав — шофер или государство?

BlaBlaCar: взял попутчика или незаконно занимался бизнесом? Фото: depositphotos.com

Вкратце напомним историю Михаила Баранова. В августе он ехал из Москвы в Ярославль. По дороге через сервис BlaBlaCar взял попутчицу. Она заплатила 500 рублей. Водитель даже не успел выехать из столицы, как его остановили сотрудники ДПС в компании с Ространснадзором.

Михаилу сообщили, что попутчик, который едет за деньги, — это незаконное предпринимательство. Наш герой пытался объяснить, что 500 рублей даже не покрывают стоимость бензина и никакой выгоды он не получил. Не помогло, машина оказалась на штрафстоянке, а протокол передали в суд. И вот чем закончилась эта история.

Стараясь как можно быстрее забрать машину, Баранов оборвал все возможные телефоны, дозвонился до суда, потом пришел туда, и вот какой диалог у него состоялся с секретаршей.

«Секретарша спросила: а вы признаете вину? Я сказал, что вообще хотел доказывать свою невиновность, отстаивать права и все такое. Она говорит: ну, тогда вам на быстрый исход рассчитывать не стоит, потому что это вызов свидетелей, сбор доказательств, а кто-то не придет, а какая-то бумага застрянет, и говорит, что все равно скорее всего итог будет такой же, как и если бы я просто признал вину. Я сказал тогда: да, окей, я на все согласен, где подписать? Даже без участия судьи — у этих девушек были бланки, я заполнил, что я со всем соглашаюсь, признаю, через какое-то время они мне перезвонили и сказали, что постановление готово, можешь за ним приходить».

Кто здесь больше прав — водитель или государство? С одной стороны, Михаил просто взял попутчика, который частично оплатил ему стоимость топлива. Это и есть основной принцип BlaBlaCar, сервиса, который популярен во всем мире, в том числе и в России. А с другой, когда кто-то берет деньги и осуществляет деятельность, которую государство обязывает лицензировать, то де-юре — это нарушение закона.

В данном случае — административного кодекса. Коллизия в том, что наше законодательство не описывает многие современные сервисы, которые живут своей жизнью, без участия государства. Сбор денег, аренда жилья, обучение и так далее. Но если говорить о BlaBlaCar, то по букве закона тот, кто берет деньги с попутчика, должен получить лицензию таксиста. Раньше этот сервис заменяла вытянутая рука. Остановился, договорились, поехали. На свой страх и риск.

Теперь есть платформа, благодаря которой, кстати, перевозки легко отследить. Об этих тонкостях рассуждает юрист Иван Соловьев.

— Допустим, сосед говорит: у нас дачи рядом находятся, подвези меня тоже, а на бензин вместе скинемся. Получается, я не имею права его подвозить?

— По большому счету, если вы везете знакомого, и он вам компенсирует плату за топливо, то в этом вообще нет ничего криминального и незаконного — это ваши собственные с ним добрые отношения. Вопрос об абсолютно незнакомых людях — кто-то это делает вообще, может, быть ради общения. Но суть от этого не меняется для законодателей, для правоохранителей, для правоприменителей.

Михаил Баранов рассказал, что когда оформлял документы, то встретил в очереди еще нескольких коллег по несчастью. И те подозревают, что попутчики к ним садились подсадные. Уж очень быстро их останавливали. У всех одна история: осуществление предпринимательской деятельности без разрешения.

Можно предположить, что государство решило именно таким, ручным методом бороться с нелегалами, которые под видом простых водителей зарабатывают на перевозках пассажиров. Метод довольно дорогой для бюджета. Работают сотрудники ГИБДД, Ространснадзора, судьи, машина бесплатно стоит на штрафстоянке. А прибыль бюджета, как в случае с нашим собеседником, — штраф в 2 тысячи рублей. Ну и моральное удовлетворение: ведь Михаил Баранов покаялся перед государством и расписался на пустом бланке.

Первоисточник материала www.bfm.ru