«Ъ»: клиенты Сбербанка жалуются на навязывание страховки карт от хищений

Услугу подают им как обязательную и не выдают карту без ее оформления. Сама страховка не новая и есть у многих банков. Агрессивное навязывание происходит из-за пандемии. По словам экспертов, банки ищут новые источники дохода

«Ъ»: клиенты Сбербанка жалуются на навязывание страховки карт от хищений Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

С начала сентября на форуме «Банки.ру» несколько похожих гневных отзывов в адрес Сбербанка, пишет «Коммерсантъ». Клиенты пишут, что при выдаче карты или ее переоформлении менеджер вдруг заявляет, что услуга под названием «Защита карты» обязательна к подключению.

Минимальная страховка стоит 1161 рубль для защиты операций на сумму до 60 тысяч рублей. Есть еще три вида, они дороже. Получателем выступает «Сбербанк.Страхование». Бывает, что сотрудники банка звонят на личный телефон, навязывая ту же услугу. О том, что эта страховка — дело сугубо добровольное и от нее можно отказаться, клиентов не предупреждают. Комментирует ведущий методолог рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.

Юрий Беликов ведущий методолог рейтингового агентства «Эксперт РА» «Это абсолютно добровольная вещь, если мы говорим о страховках по кредитным договорам, то там наличие или отсутствие страховки может влиять на процентную ставку. Бывают ситуации в зависимости от срочности кредита, когда отказываться от страховки невыгодно для клиента, потому что это приведет к большим процентным платежам. В случае дебетовых карт это абсолютно ни на что не влияет, говоря об условиях обслуживания. Поэтому единственная польза — застраховаться от достаточно маловероятных ситуаций. Клиент вправе отказаться от этого, чтобы не платить дополнительные комиссии. В этом случае банк не имеет права отказывать клиенту в открытии счета, в выпуске карты либо других условиях обслуживания по открытию счета».

Подобная страховка от хакерских атак и прочих несанкционированных списаний есть у многих банков. Ее сумма варьируется, исходя из условий — защита это от краж, утерь, ошибочных списаний или чего-то еще. Может, клиент сам сообщил ПИН-код мошеннику — есть страховка и от таких случаев.

Впрочем, все опрошенные Business FM банки заявили, что подобные услуги ни в коем случае не навязывают. В пресс-службе Альфа-банка сообщили, что такая страховка есть, ее можно включить в мобильном приложении, там же и выключить. Цены начинаются от 500 рублей. Схожая услуга есть и у ВТБ, рассказал начальник управления страховых продуктов банка Александр Ефремов.

Александр Ефремов начальник управления страховых продуктов ВТБ «Да, у нас такая услуга доступна. Доступна она в любом офисе. Какой-либо проблематики, что где-то кому-то эту страховку навязывают, нет, и массово таких жалоб точно у себя не наблюдаем. По той простой причине, что у нас эта страховка оформляется на добровольной основе, с одной стороны. А с другой стороны, если клиенту в какой-то момент времени эта страховка перестает быть нужной, то он через месяц может ее просто отключить и больше ею не пользоваться».

Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечала, что количество звонков от мошенников банковским клиентам в период пандемии выросло на 200%. За первые пять месяцев этого года регулятор фиксировал 165 тысяч попыток мошеннических операций на сумму более чем в 1,5 млрд рублей. При этом регулятор заявляет, что навязывание услуг по защите карт — недобросовестная практика, но не отрицает, что со стороны сотрудников могут быть злоупотребления.

Такая страховка выглядит странной еще и потому, что защита средств — головная боль самого банка, а не его клиентов, отмечает начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Из-за пандемии кормовая база достаточно резко сократилась, что отразилось и на финансовых результатах. Пытаются изыскать новые источники доходов. Не забываем, что помимо пандемии на Сбербанк оказывает давление и ЦБ, внедряя Систему быстрых платежей. По-хорошему, если похитили средства по вине банка, то есть не по халатности человека — действительно, хакеры взломали, — в этом случае какая страховка? Банк должен возместить клиенту ущерб, а эта страховка просто курам на смех».

Кроме того, деньги, украденные мошенниками без вины клиента, банки обязаны возвращать по закону о национальной платежной системе. В самом Сбербанке Business FM сообщили, что клиент заключает договор страхования на свое усмотрение, а в течение двух недель, в «период охлаждения», может отказаться и вернуть деньги. Случаи навязывания там комментировать не стали.

Чтобы отказаться от навязанной страховки, следует подать заявление в банк. По закону там отказать не могут — только если за эти две недели вдруг не произошло страхового случая.

Первоисточник материала www.bfm.ru

Добавить комментарий