Раса, пол и сексуальные меньшинства: новые требования для фильмов — претендентов на «Оскар»

Киноакадемия представила критерии, которым с 2024 года должны будут соответствовать картины в номинации «Лучший фильм»

Раса, пол и сексуальные меньшинства: новые требования для фильмов — претендентов на «Оскар» Фото: Gary Hershorn/Reuters

Американская киноакадемия представила список критериев, которым с 2024 года должны будут соответствовать картины, претендующие на «Оскар» в номинации «Лучший фильм».

Так, главную или ведущую роль второго плана должен играть «цветной» актер, не менее 30% второстепенных ролей должны быть представлены женщинами, этническими меньшинствами, членами ЛГБТ-сообщества или людьми с ограниченными возможностями. Это правило также коснется техперсонала и людей, ответственных за продвижение картины.

«Оскар» уже давно движется в сторону мягкой инклюзивности в связи с тем, что расширяется демография и меняется запрос на истории, говорит кинокритик проекта The City Егор Москвитин.

Егор Москвитин кинокритик проекта The City «Этот шаг не был ожидаемым, потому что казалось, что все и так движется в сторону мягкой инклюзивности. В последние годы и так продвигали истории, связанные не только с подвигами белых мужчин: это и «Паразиты», и «Зеленая книга», и «Форма воды». Во-вторых, «Оскар» пытался решить проблему действительно недостаточной репрезентации разных слоев населения, разных социальных групп. По новому регламенту фильм должен соответствовать двум стандартам из четырех. Стандарты делятся на драматургические и производственные. То есть вы по-прежнему можете снять фильм, в котором белые мужчины спасают мир, но если вы выполняете условие и на съемочной площадке будут стажироваться, например, представители меньшинств или есть менеджеры, которые являются представителями недостаточно репрезентованных групп, то ваш фильм по-прежнему может номинироваться на «Оскар». Если посмотреть, то за последние 20 лет 12 фильмов, большинство из которых мы очень любим, включая «Властелина колец», «Повелителя бури», «Отступников», как раз-таки рассказывают исключительно о подвигах белых мужчин. И эти фильмы все еще могли бы состояться и все еще могли бы победить даже при новых условиях. Так что на самом деле никакой драмы нет, и нововведения касаются не только и не столько драматургии, сколько самого производственного процесса. А в производственный процесс действительно нужно включать всех, потому что это обогащает культуру».

До 2024 года многое может поменяться, но в данном случае сообщество кинематографистов просто старается приспособиться к господствующим заблуждениям эпохи. Это нормальное, хоть и абсурдное явление. Вопрос в том, как будут применяться новые правила, отмечает киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов.

Кирилл Разлогов​ президент Гильдии киноведов и кинокритиков России, киновед «Попытки установить критерии, которые выше художественных, всегда были в обществе. В данном случае такая специфическая среда, как руководство Американской киноакадемии, пошла по этому пути. До 2024 года многое может измениться, но в случае сообщества кинематографистов — это стремление приспособиться к господствующим заблуждениям эпохи. На мой взгляд, это явление вполне нормальное, но абсолютно абсурдное и безумное с точки зрения содержания. Что касается результатов, это будет зависеть от того, как будут применять эти критерии. Если будут применять жестко, то результаты будут нелепые. Если, как я надеюсь, их мягко будут обходить, тогда результаты останутся более или менее приемлемыми. Но пока это касается только «Лучшего фильма», поэтому беспокоиться по этому поводу не надо. Вряд ли какая-нибудь отечественная картина достигнет того уровня, что будет претендовать на «Лучший фильм». Тогда, конечно, у нас могут быть с проблемы с [присутствием] сексуальных меньшинств и чернокожих».

Выдающуюся картину в любом случае оценят, даже если она не будет номинирована на «Оскар», никто не запретит выпустить ее на экраны, отмечает кинорежиссер, член Европейской киноакадемии Николай Лебедев.

Николай Лебедев кинорежиссер, член Европейской киноакадемии «Хорошо, что Американская киноакадемия заботится о том, чтобы люди разных национальностей, вероисповеданий, люди с ограниченными способностями могли бы работать в кинобизнесе. Возможно, это слишком жесткое раздвижение рамок. Если, в конце концов, кто-то захочет делать абсолютно мужскую картину, чтобы не было ни одной женщины в группе и чтобы все мужчины были белыми, никто не мешает это сделать. Даже если картина не попадет на «Оскар», никто же не запретит ее выпускать на экраны, показывать на фестивалях. Если это будет выдающаяся картина, все равно ее оценят. Мне кажется, что это абсолютно нормальная ситуация. Ненормально, что у нас происходило. Если вспомнить большую или богатую историю советского и российского кино, то вы с удивлением обнаружите, что, скажем, за 70 лет у нас практически не было женщин-режиссеров. Сейчас, когда запреты, эти штампы восприятия пали, смотрите, сколько у нас женщин-режиссеров, которые снимают вполне жизнеспособное и талантливое кино. Если будет возможность расширять и ареал возрастной, и этнический в нашем кино, то это прекрасно».

В последнее время организаторов кинопремии часто критикуют за недостаточное внимание к работам чернокожих и азиатских авторов, за дискриминацию женщин-режиссеров.

Церемония 2019 года впервые за 30 лет прошла без ведущего из-за инцидента с изначально назначенным на эту роль комиком Кевином Хартом, которого обвинили в гомофобии за старые шутки в Twitter.

Ранее стало известно, что 93-ю церемонию вручения «Оскара» перенесли с февраля 2021-го на апрель 2021 года из-за коронавируса. Номинантов объявят 15 марта.

Первоисточник материала www.bfm.ru