Новые правила премии «Оскар»: мнения кинокритиков и режиссеров

Требования касаются в основном вопросов гендера, расы и проблем меньшинств. И, по сути, речь идет о квотах. Кто-то поддерживает этот тренд, кто-то относится с пониманием, а у кого-то новые правила вызывают недоумение

Новые правила премии «Оскар»: мнения кинокритиков и режиссеров Фото: Mario Anzuoni/Reuters

«Меньше трех не собираться». Согласно новым требованиям, если авторы хотят претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм», в их ленте как минимум одну из главных ролей должен играть актер азиатского, афро- или латиноамериканского происхождения. Не менее трети исполнителей ролей второго плана должны быть женщинами или относиться к представителям ЛГБТ-сообщества, небелого населения или к людям с особенностями физического или ментального развития. То же самое касается массовки. С одной из этих групп населения должна быть связана и основная сюжетная линия фильма.

О том, к чему это может привести, рассуждает кинокритик, кинообозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова.

Лариса Малюкова кинокритик, кинообозреватель «Новой газеты» «Например, один из героев второго плана должен обязательно иметь азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение. Если не будет таких претендентов, то, значит, их найдут из более слабых картин. Обязательно сюжетная линия должна быть связана с одной из этих групп населения. Таких фильмов сегодня в мире очень много делается. Но, как мне кажется, фильмы должны отвечать требованиям качества, таланта, авторства, интереса зрителей. То есть эти критерии должны быть точно так же учтены, как и критерии толерантности. О критериях качества и таланта пока в этих требованиях социальных нет».

Возмущенные новыми правилами комментаторы задаются вопросами: как в этих условиях снять, например, фильм «12 разгневанных мужчин», или картину на библейскую тему «Тайная вечеря», или не должен ли теперь совершить каминг-аут медведь из оскароносного фильма «Выживший»? Но и это еще не все.

Требования супертолерантности распространены не только на актерский состав, но и на съемочную группу и на людей, ответственных за продвижение картины. Но как раз в этом есть лазейка для обхода ограничений, которые могут мешать воплощению творческого замысла. Комментирует кинокритик проекта The City Егор Москвитин.

Егор Москвитин кинокритик проекта The City «По новому регламенту фильм должен соответствовать двум стандартам из четырех, и поэтому стандарты делятся на драматургические и производственные. То есть вы по-прежнему можете снять фильм, в котором белые мужчины спасают мир, но если вы выполняете условие, что на съемочной площадке стажировались, например, представители меньшинств, то ваш фильм по-прежнему может номинироваться на «Оскар». Так что на самом деле никакой драмы нет, и нововведения касаются не только и не столько драматургии, сколько самого производственного процесса. А в производственный процесс действительно нужно включать всех, потому что это обогащает культуру».

Но не стоит забывать и том, что кино — это большие деньги, а «Оскар» — самый мощный драйвер продаж. Что проще — бороться за идею и искать лазейки или изначально сделать все по меркам главного приза, рассуждает режиссер и продюсер Алексей Учитель.

Алексей Учитель режиссер и продюсер «В этих требованиях ничего плохого тоже нет. Просто не должно быть механики в этом. Классические произведения переделывать, чтобы главные герои были инвалиды, — такое возможно, если это будет интересно с точки зрения искусства. Но делать это ради того, чтобы своя картина попала в номинацию на лучший фильм, уверяю вас, что если все это выполнить, только думать об этом, то никогда этой номинации не будет. А уж «Оскара» тем более».

С другой стороны, и деньги, и признание тем, кто делает кино, сегодня легко могут принести такие площадки, как Netflix и HBO, которые пока не вводят никаких квот по тем или иным признакам. За что, кстати, тоже уже подвергаются критике.

Так, после выхода сериала «Чернобыль» британская сценаристка Карла Мари Свит упрекнула HBO в том, что в фильме о ядерной катастрофе в Советском Союзе авторы обошлись без чернокожих актеров. К слову, позднее журналисты нашли реального темнокожего ликвидатора аварии — Игоря Хиряка. И лично он не обиделся на то, что сериал сняли так, как того хотели авторы этого самого сериала.

Первоисточник материала www.bfm.ru