В Крыму со дна моря подняли уникальный самолет времен ВОВ

1 / 13

 Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС

На фото: специалисты АО «Предприятие подводно-технических работ «Петр» перед поднятием со дна Черного моря истребителя военно-воздушных сил рабоче-крестьянской Красной армии Bell P-39 Airacobra в рамках совместной экспедиции представителей Русского географического общества (РГО) и Министерства обороны РФ

Экспедиция Русского географического общества (РГО) совместно с Министерством обороны России подняла со дна Черного моря истребитель Bell P-39 Airacobra из состава полка, участвовавшего в прикрытии с воздуха Ялтинской конференции лидеров антигитлеровской коалиции в 1945 году, сообщил ТАСС в пятницу специалист Экспедиционного центра Минобороны Анатолий Калемберг.

Самолет был обнаружен в 2017 году в 800 м от поселка Новофедоровка в Крыму. Исследование истребителя проводилось в 2019 году экспедицией Минобороны РФ по поиску затонувших объектов времен Великой Отечественной войны. Совместная экспедиция РГО и Минобороны РФ приступила к подъему Airacobra 14 сентября 2020 года.

По номерам на стойке шасси и двигателе удалось установить, что этот самолет находился в составе 11-го гвардейского истребительного полка, который в 1943-м прикрывал высадку Керченско-Эльтегентского десанта. Бомбил вражеские позиции и в 1944-м участвовал в освобождении Крыма. В феврале 1945-го этот самолет в составе авиагруппы обеспечивал безопасность над Крымом во время проведения «Ялтинской конференции».

«Этот самолет погиб в июле 1945 года при тренировочном полете, пилотировал его на тот момент младший лейтенант Владимир Федорович Шишкин. Он почувствовал вибрацию в двигателе и решил приводиться, после приводнения в течение 30 секунд самолет затонул. Шишкин доплыл до берега и своим ходом дошел до части», — рассказал сотрудник Института археологии Крыма РАН Сергей Иванов.

Bell P-39 Airacobra — американский истребитель 40-х годов прошлого века. Было выпущено более 9500 единиц таких самолетов, из которых 4500 были переданы СССР по лэндлизу.

Самолет отличается нестандартной для того времени компоновкой — двигатель расположен в задней части фюзеляжа.

Машины вооружились или 37-мм или 20-мм орудием, а также пулеметами «Браунинг» калибром 12,7 мм. Их количество варьировалось от двух до четырех, в зависимости от модификации.

Первоисточник материала svpressa.ru